Зарегистрируйтесь, загрузите свой материал и получите бесплатно свидетельство о публикации
Зарегистрироваться сейчас

Урок музыки "Лад- согласие между звуками"

22.06.2018 16:28

2 класс I четверть Урок № 7 

«Лад – согласие, порядок между звуками»

Цель: сформировать целостное представление о ладе и его роли в создании художественного образа.

Задачи:

1) ввести понятие лад при помощи создания проблемной ситуации;

2) сформировать умение различать лад в музыкальном произведении посредством анализа музыкального произведения;

3) содействовать развитию у учащихся умения сравнивать по настроению произведения одного вида искусства, используя метод сравнения;

4) познакомить учащихся с понятием холодных и теплых тонов через сравнение двух натюрмортов;

5) организовать деятельность учащихся по дальнейшему развитию общеучебных умений и навыков: наблюдения, сравнения, анализа, самооценки, взаимоконтроля, формирование собственных выводов.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: проблемный

Музыкальный материал: «Веселый танец» К.В. Глюк;  «Романс» Н.

Бакланова, фрагмент мультфильма «Ах! Ох!»

Обеспечение урока: мультимедийная установка, презентация, карточки с самооценкой, скрипка, сигнальные карты «солнышко», «тучка».

Ход урока

 

Разотрем ладошки

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова

Будем все здоровы.

 

Организационный момент. Музыкальное приветствие.

 «Доброе утро!»

Доброе утро!

Улыбнись скорее!

И сегодня весь день

Будет веселее.

Мы погладим лобик,

Носик и щечки.

Будем мы красивые

Как в саду цветочки!

Основная часть

У. Тема урока: «Лад – согласие, порядок между звуками»

- Как вы думаете, что означает слово лад? Встречалось ли вам это слово? Можете вы предположить, о чем пойдет речь?

Д. Ладить, телеканал, дружить. (запись ассоциаций)

У. Кто заинтересовался, что такое лад? Хотите ли об этом узнать? Предлагаю узнать, чьи ассоциации оказались ближе к истине.

- Ребята, у меня для вас есть электронное письмо. Может быть, оно нам подскажет, о чем пойдет речь на уроке? (Просмотр мультфильма) (ответы детей)

- Какой музыкой сопровождались действия героев? (ответы детей)

- Вместе произнесем слово АХ! ОХ? С какой интонацией вы произнесли?

Д. Слова АХ- звучит уверенно, твердо. ОХ- мягко, приглушенно.

У. - Одинаково ли прозвучали эти слова? (ответы детей)

У. Можно ли сказать, что они разные по настроению?

Д. Да.

У. Что такое настроение?

Д. Настроение – это состояние человека, которое он испытывает в определенное время. Настроение может зависеть от событий, которые происходят в жизни человека, от его самочувствия, от природных и погодных условий.

У. Может ли настроение меняться? Почему? (ответы детей)

- Как можно узнать какое настроение у человека? Что поможет разгадать эту загадку?

Д. Улыбка. Мимика человека.

У. Мимикой покажите, какое у вас сейчас настроение. Друг другу покажите хмурого человека, злого, сердитого, веселого. (Работа в паре.) Поняли вы друг друга?

Д. Да. (Показать ручными знаками + или - )

У.  Почему же стали так говорить – «настроение»? Настроение от слова настрой, как сегодня человек настроен: на радость или на грусть. Перед тем как сыграть музыкальное произведение, музыканты тоже настраивают свои инструменты на согласованное, ладное звучание, чтобы не было фальшивых звуков. Вот мы и встретились со словом ЛАД. У музыкантов принято говорить о музыке специальными словами-терминами. Определение настроения звучания называется музыкальным ладом.

 

Рядом жил другой синьор,
Назывался он Минор.
Часто плакал он, грустил,
Не смеялся, не шутил.
 

              Мажор и минор (название не читать)

Жил да был один синьор.
Имя он носил Мажор.
Улыбался, хохотал,
Никогда не тосковал.


Два соседа дружно жили,
Оба музыке служили.

- Давайте вернемся к нашим предположениям. Кто из ребят был ближе всего к истине? (ответы детей)

У. Ребята, наш мальчик Ох, такой неуклюжий перепутал все слова-характеристики минора и мажора, будем искать правильный вариант ответа

(слайд минор и мажор, перепутанные слова).

- У вас на парте лежат слова, прочитайте их и скажите, к какому ладу они относятся. Чтение по цепочке. Если класс согласен, показываем плюс, нет минус (слайд со словами-характеристиками). (Учащиеся оценивают ответы друг друга ручными знаками + или – (взаимооценка))

- Давайте вместе прочитаем что означает лад мажор: весело, светло, радостно, игриво, лучисто, ярко.

- А минор: пасмурно, грустно, хмуро, мрачно, жалобно, печально.

Слушание. Сейчас мы прослушаем отрывок из произведения «Романс» ответить на вопрос, какой звучит лад, минор или мажор? (если услышите мажор, используйте сигнальную карточку в виде «солнышко», минор- «тучка»)  (Прослушать музыкальное произведение в исполнении Грачевой Анны на скрипке).

- Какой лад? Какие чувства у вас вызвало это произведение? (ответы детей)

- Романс – это произведение лирического характера.

- Прослушать еще одно произведение, какое настроение было при прослушивании? (если услышите мажор, используйте сигнальную карточку в виде «солнышко», минор- «тучка»)

- Какой лад? Какие чувства у вас вызвало это произведение? (ответы детей)

- Этот мелодия так и называется «Веселый танец».

Работа с карточками.

Задание 1.

- Рассмотрите два натюрморта художника Александра Герасимова.

- Можно ли сказать что натюрморты разные по настроению?(ответы детей)

- У художников принято все цвета красок считать холодными или теплыми.

- Все цвета, которыми можно изобразить воду, считаются холодными. Как вы думаете почему? (Ответы детей: вода холодная).

Какие это цвета?

Д. Белый, голубой, синий, фиолетовый, сиреневый, перламутровый, серебряный, серый, зеленый, болотный, черный. 

У. Сочетание холодных тонов придает картине холодное звучание, настроение грусти, задумчивости.

У. - А что на свете самое большое, теплое да жаркое? (Солнце.) Все цвета, которыми можно изобразить солнце, считаются теплыми, ведь солнце, несет всему живому тепло и свет. Какие это цвета?

Д. Красный, оранжевый, желтый, лимонный, малиновый, бордовый, розовый, коричневый. 

У. Коричневый цвет – это цвет жизни, цвет земли. Сочетание теплых тонов придает картине радостное, светлое звучание.

Самостоятельная работа детей (определить мажорную и минорную картину). Сверить с образцом. Выставить самооценку + знаю; – не знаю.

Подберите стихотворение к каждому натюрморту (название не читать).

(Если услышите мажор, используйте сигнальную карточку в виде «солнышко», минор - «тучка»)

Букет лютиков

Поставлю я букетик у окна

Из желтых ярких лютиков. И это

Напомнит сразу мне о том, каким

И солнечным и теплым было лето.

Какое настроение угадывается в этой стихотворении? (Если услышите мажор, используйте сигнальную карточку в виде «солнышко», минор - «тучка»)

- К какому натюрморту подходит? (ответы детей)

Теплый дождь Г. Селезневой

Подошел к окну, а там…

Дождик брызжет свои капли,

Будто хочет вымыть он

Все, что пылью день запачкал.

У. Какое настроение передает это стихотворение? (Если услышите мажор, используйте сигнальную карточку в виде «солнышко», минор - «тучка»)

- К какому натюрморту подходит? Молодцы ребята.

Работа с карточками.

Задание 2.

 Какими красками в мультфильме художники-мультипликаторы изобразили Ох, какими Ах (подбор подходящей палитры). Оцените себя. Взаимооценка.

  1. Обобщение.

У. Ребята, какое открытие вы сделали сегодня для себя? Что нового узнали?

Д. Настроение может быть и в музыке, точно также как и у нас, в природе, в картинах, в жизни.

У. Какие чувства испытали сегодня вы? Удивление.. Восхищение… Радости…

  1. Рефлексия. Наш урок подошел к концу.
  • Пусть улыбнется тот, кому было приятно и комфортно сегодня.
  • Пусть похлопает в ладоши тот, кому понравилась музыка.
  • Пусть встанет тот, кто с удовольствием придет на следующий урок.

Спасибо, до следующей встречи.

Парачук.doc (только авторизованные пользователи могут скачивать файлы)

Прочитал? Оставь комментарий по поводу данной статьи!


Комментарии (0)