Зарегистрируйтесь, загрузите свой материал и получите бесплатно свидетельство о публикации
Зарегистрироваться сейчас

Электронные ресурсы на уроках

04.11.2016 12:27

Электронные ресурсы на уроках - их виды.Применение электронных ресурсов на уроках способствует значительному повышению эффективности учебного процесса в школе: интерактивность и аудиовизуализация подачи нового материала повышает заинтересованность учащихся, мотивирует их на дальнейшее изучение материала. Неоспорима помощь электронных ресурсов и для учителя: кроме обучающих программ, в свете новых ФГОС, разработчики предлагают сервисы, позволяющие составить поэтапный план-конспект урока с фиксацией в нем всех предполагаемых действий учителя и учеников. 

Предпосылки появления электронных ресурсов

Для повышения эффективности, качества и доступности обучения возникла насущная необходимость изыскать резервы для изменения образовательной системы. Основные звенья системы – это учитель, учебные материалы и образовательное учреждение – их можно улучшить и дополнить.

  • Учитель

    При обучении очень важны: живая беседа, дискуссия с учениками, анализ результатов урока, исследовательская работа – все это превращает учащегося в Ученика. Но во время 45-минутного урока, когда преподавателю нужно хоть выборочно опросить учащихся, рассказать новый материал и продемонстрировать его практически – это выглядит как одностороннее вещание, да еще и порядок в классе нужно постоянно поддерживать. 
    Учитель имеет уникальные возможности для дальнейшего раскрытия своего потенциала, при условии, что он будет освобожден от рутины и лишних действий, отнимающих время.
  • Учебные материалы 

    Традиционно, учебные материалы – это книга, тетрадь, иллюстрация. Подача информации в виде текста с картинками односторонняя, как, например, текстовое описание произведений искусства или музыкального произведения. Каждый читающий создает для себя образ, зависящий от собственного уровня интеллектуального развития.

  • Образовательное учреждение

    Школа – это место для общения учащихся друг с другом и с преподавателями, дающее возможности для коллективного обучения, воспитания в социальной среде. Умение работать в коллективе хорошо отразится в будущем в профессиональной деятельности. Школа – общеобразовательная или высшая – это возможность лабораторных занятий и работа в мастерских. Полезные функции учреждения очевидны, их вполне можно использовать вне классов и аудиторий.

  • Вывод: оптимизация и дополнение

    Цепочку «Учитель – учебные материалы – образовательное учреждение» можно оптимизировать:

    • высвободив драгоценное время учителя для более глубокой подачи материала;
    • повысив доступность учебных материалов, добавив в них визуальную и аудио- составляющие;
    • проводя лабораторные опыты или выполняя практическую работу виртуально, задействовав дополнительно интернет-материалы.

    Отсюда вывод: эффективность обучения значительно повысится, если использовать дополнительно электронные ресурсы на уроках, способные оживить процесс, сделать его более «интерактивным» и добавить мотивации.

Какие бывают электронные ресурсы

Применяемые электронные ресурсы на уроках пока существуют трех типов:

  • Текстографические – текст в электронной форме и иллюстрации – презентация или «электронный учебник». 
  • Аудиовизуальные ресурсы – использование фотографий и видеофрагментов с музыкальным сопровождением, на уроках в начальной и общей школе преподаватель крайне редко использует этот тип ЭОР для повышения наглядности. Обычно это CD-диск, прилагаемый к УМК.
  • Мультимедийные электронные ресурсы – наиболее интересный для детей (и преподавателей) вариант, позволяющий одновременно использовать текстовую форму, аудио- и видео. 

Содержание учебного электронного ресурса обычно разделено на модули: информационный, практический и контрольный. 
К последней группе можно отнести онлайн-тесты или электронные тетради. 

Мультимедийные электронные ресурсы: как эффективнее их использовать

В школьном классе главный Учитель, его не может заменить никакой интерактивный электронный ресурс, он ответит на любой неправильно поставленный вопрос и предложит оригинальное решение задачи. В дополнение к своему рассказу преподаватель может использовать электронные ресурсы, например, презентацию или видео-аудио-фрагмент. 

При полном переложении изложения нового материала на информационный модуль электронного ресурса тоже есть положительные моменты: самостоятельно прослушав интерактивный урок дети подготовлены и преподаватель посвящает высвободившееся время на проведение дискуссии, беседы, совместного анализа работы, творческой работы, более глубокое изучение темы.

Используя модуль контроля в интерактивном электронном ресурсе (онлайн-тест), вместо того, чтобы выборочно опрашивать учащихся, учитель имеет возможность провести общий контроль знаний и получить индивидуальный результат каждого ученика, либо сделать выборку по классу в целом. Главное достоинство работы с использованием контрольного модуля электронных ресурсов – это, опять-же, появление дополнительного времени, которое учитель потратит на работу с отстающими учениками (по результатам онлайн-теста).

Знания, умения, компетенции при работе с использованием всех модулей обучающих ЭР формируются намного быстрее, чем при изучении текстов и обычном решении задач в тетради. 

Электронные ресурсы на уроках – онлайн-тесты

Тестирование используется в современной жизни повсеместно, начиная от контрольных срезов знаний при изучении темы и заканчивая тестами при приеме на работу. 

Программа для создания тестов онлайн позволяет последовательно изложить вопросы по определенной теме, используя для наглядности видео или изображения. Например, электронные тесты, проводимые для контроля знаний учащихся, можно составить с использованием ЭОР «Электронная тетрадь». Подробная инструкция для создания тестов-онлайн, приведенная на сайте во вкладке «Помощь», позволяет учителю справиться с задачей за минимальное время.

«Плюсы» программы:

  • тесты составляются с оценками, за каждый правильный ответ тестируемый получает баллы;
  • программа предлагает сначала ввести пофамильно класс, затем, при создании теста, отмечаются те учащиеся, которые будут протестированы, а в расчет общего результата берутся только отмеченные фамилии;
  • возможность создания групп позволяет видеть результаты другим преподавателям. 

Программа для создания тестов онлайн немного облегчит жизнь преподавателю: главное достоинство сервиса – статистический срез уровня знаний по теме урока. 

Что еще поможет учителю

Для преподавателей предлагаются доступные при использовании программные продукты, призванные оказать значительную помощь при подготовке к урокам. Например, в свете новых ФГОС очень актуален сервис для создания технологических карт. 

Составляя технологическую карту, учитель на любом этапе указывает, какой модуль ЭОР будет использован: информационный, практический, либо контрольный. При этом планируется количество времени на модуль, что тоже очень удобно и дает возможность так прогнозировать занятие, чтобы не переусердствовать с использованием «интерактива» по санитарным нормам. 

Пример использования модулей ЭР в технологической карте 

Можно вкратце рассмотреть пример о том, как сделать технологическую карту урока русского языка, тема «Местоимения», 4 класс и провести итоговый контроль в виде онлайн-теста, используя сервис «Электронная тетрадь». 
Цели урока: 

  • начальное формирование у школьников универсальных учебных действий для изучения темы;
  • способность каждого учащегося по окончании изучения темы верно и в полном объеме выполнить предложенный онлайн-тест.

Планируемые результаты для каждого ученика:

  1. Предметные:
    • усвоил систему для изучения темы «местоимение»;
  2. Метапредметные:
    • знает, где найти практический и теоретический материал для изучения темы;
  3. Личностные:
    • усвоил понятия «местоимения», разряды местоимений, изменение местоимений;
    • знает, как будет проведена проверка усвоения темы.

Целеполагание - просмотр мультфильма по теме «Местоимения» и решение ребуса с использованием интерактивной доски. 

Действия учителя - предложение ответить на вопросы: 

  1. О какой части речи идет речь?
  2. Для чего мы изучаем местоимения? 
  3. Поставьте цели изучения темы.

Действия учащихся - ответы на вопросы учителя. Получают образное представление о новой теме, заполняя таблицу 

https://yadi.sk/d/7wHuklrixtzNP:

Необходимо набрать 15 баллов по установленным критериям оценки – это следующий пункт карты – это «целедостижение», с планируемыми действиями учителя и учеников. 

Заключительный этап технологической карты – «Целерефлексия». Задавая вопросы, учитель проводит анализ полученных результатов занятия. Учащиеся и преподаватель совместно определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности на уроке.

Для контроля результатов урока учащиеся отвечают на вопросы онлайн-теста, составленного при подготовке к уроку по теме «Местоимения». 

Несколько самых простых вопросов теста:

  1. Как изменяется местоимение «Ты»:
    • по родам;
    • по падежам (1 балл).
  2. Выбери местоимения первого лица:
    • Я, мы;
    • Ты, вы;
    • Он, он, они. (1 балл) и так далее.

По окончании программа автоматически рассчитывает процент учащихся, выполнивших тест с высокими результатами.

Можно сделать вывод: применяя электронные тесты 4 класс по русскому языку, заметен хороший результат усвоения темы учащимися, благодаря современным подходам к обучению – использованию электронных ресурсов.

Преимущества использования электронных ресурсов для учителя

По ФГОС технологические карты составляются к каждому уроку. Очень большой объем работы по подготовке к уроку можно существенно уменьшить, если воспользоваться сервисом «Мастер технологических карт», оценить удобство сервиса поможет видео-презентация. Технологическая карта урока по ФГОС, составленная с помощью сервиса значительно сэкономит время подготовки к урокам. 

Вставив в технологическую карту информационный модуль – показ мультфильма и контрольный модуль в виде онлайн-теста, разработанного с помощью сервиса «Электронная тетрадь», учитель объективно оценит результаты своей работы, проанализировав правильные и неправильные ответы учащихся, а администрация школы своевременно получит отчет о проведенном уроке и статистические данные о степени усвояемости материала.


Прочитал? Оставь комментарий по поводу данной статьи!


Комментарии (0)